ФОБОС: погода в г.Благовещенск

В Гудаури на Новый год

Трудно сказать с чего все начиналось, когда зародилась и окрепла идея поехать именно в Гудаури. Еще осенью я был уверен, что поеду в Тинь, потом была идея совместить катание на лыжах и серфинге в Испании, однако еще позже мне стало ясно, что в дальнее зарубежье в этом году я не поеду. Пришлось обратить взгляды на более родные просторы. Приэльбрусье уже немного приелось по причине многократного посещения еще много лет назад, на Домбай почему-то не тянуло, Карпаты — тоже пройденный этап. Из всех интересующих меня вариантов был готов серьезно рассматривать лишь два — Шерегеш и Гудаури. Не знаю почему, но к этим местам были неравнодушны еще нескольких людей — Iva, Bcat и Maximize. Для того, чтобы выбрать один из двух этих вариантов мы решили встретиться где-нибудь в кафе в центре Москвы. Думаю, что эту встречу и можно считать точкой отсчета для всех нижеперечисленных событий.

Нет смысла приводить все аргументы и контраргументы, использовавшиеся при обсуждении, сейчас это уже не важно, так как в результате выбор пал на Гудаури, о чем я лично ни капли не жалею.

shino1_lДальше события развивались так. Нашлась «тетя Оля», взявшая на себя смелость разместить нашу большую компанию в Гудаури, постепенно оформился окончательный состав группы, определились даты и способ добраться до места. Было решено ехать через Владикавказ, большая часть группы решила добираться до Владикавказа самолетом, а наша маленькая тусовка — на поезде. Однако сначала нужно было получить грузинские визы, что оказалось непростым делом, но это отдельная история…

Так или иначе все 24 человека (!) благополучно добрались до Владикавказа 29-го декабря, откуда на был организован трансфер до места. Два микроавтобуса «Газель», опоздав на пару часов и с трудом вместив нашу многочисленную компанию, отправились в сторону Гудаури. Надо сказать, что дорога оказалась непростой. Врядли расстояние всего около 100 км можно назвать большим, однако на его преодоление понадобилось около 12 часов.

Первая часть пути (до грузинской границы) была пройдена менее чем за час с учетом заезда по пути в супермаркет (последняя возможность насладиться благами цивилизации), и вот первый пропускной пункт, не пограничный, а просто КПП непонятного предназначения. Здесь у всех самым серьезным образом проверили документы, а также «пробили» личности по компьютерной базе данных (!) и выявили среди нас две подозрительные личности, у которых часть паспортных данных (например имя, фамилия и год рождения) вроде как совпадают с данными разыскиваемых террористов. В этом случае подозрительных лиц положено препроводить в соответствующее учреждение для дальнейшего разбирательства, однако этого не произошло — как всегда вопрос «решился на месте», причем за счет водителей микроавтобусов. Оказалось, что это довольно стандартная процедура на этом КПП.

После примерно часовой остановки двигаемся дальше, буквально через несколько минут опять остановка — граница. Здесь небольшая, но абсолютно неподвижная очередь, опять водители «решают проблему» и мы боковым коридором пробираемся к заветному шлагбауму. Еще немного ожидания и опять проверка документов, затем пристальное сличение фотографии в паспорте с физиономией и тщательный досмотр багажа. Прохождение российской стороны границы занимает еще пару часов.

Еще километр-другой и мы подъезжаем к грузинской стороне границы, где нас встретили добродушно и несколько удивленно — похоже, что столь многочисленную группу москвичей здесь видят чуть-ли не впервые. Сдаем сразу все паспорта солдату, минут через 15 получаем их обратно уже из рук одного из начальников погранзаставы вместе с приглашением пройти в ресторан при небольшой гостинице (кстати, здание гостиницы в живописнейшем Дарьялском ущелье постороено еще при царице Тамаре, а сейчас перестроено и отремонтировано).

Такое приглашение воспринимается неоднозначно, многие из нашей компании держаться напряженно и во всем видят подвох, сказывается усталость и впечатления после прохождения предыдущих КПП и застав. Но пограничники объясняют нам ситуацию: впереди пробка — на горной дороге раскорячился КАМАЗ, поэтому нам лучше переждать несколько часов в уютном ресторане, а не сидеть в машинах на дороге, кроме того оказывается, что граница через полчаса закрывается и, повесив на ворота замок, пограничники с удовольствием составят нам компанию.

ivafly_lВот уж действительно неожиданный поворот событий! Гостеприимство грузинских пограничников резко контрастирует с напряженно-алчными взглядами наших соотечественников. Следующие пару часов мы с удовольствием дегустировали блюда местной кухни и замечательный грузинский коньяк «Сараджишвили», обменивались тостами и просто общались. Все хорошо, но время не ждет, большинством голосов коллектив решает ехать дальше, несмотря на советы остаться еще как минимум на пару часов, так как дорожная ситуация все еще оставляет желать лучшего. Нам бы послушать (эх, еще после прошлогодних штурмов перевалов в Италии, я понял, что к мнению местных жителей надо прислушиваться), но всем не терпится и мы уезжаем.

Еще час стоим на посту ГАИ (или ДПС, или дорожной полиции, точно не знаю), потом едем дальше, опять упираемся в пост в горном поселке Коби, стоим еще два часа, здесь к нам цепляются два местных пьяных подростка — вылитые Бивис и Батхед, но мы стараемся не конфликтовать и молча терпим их выходки. Потом еще часок езды по заснеженным серпантинам и тоннелям, по пути видим отодвинутый с дороги тот самый КАМАЗ. И вот Гудаури, еще немного плутаний, перезвонов по мобильнику и мы на месте. Ура! На часах 4:30 утра 30 декабря 2001 г.

Дальше пошел процесс расселения. Жилье мягко говоря не оправдало наших ожиданий. Когда-то, много лет назад этот коттедж был лучшим в Гудаури, но сейчас… Расселение тоже не прошло гладко, хотя мест хватило всем — коттедж мог вместить ровно 24 постояльца, но распредилиться по номерам без проблем не удалось, в результате мы с женой оказались в разных номерах. Если бы это был дешевый студенческих отдых, то глупо было бы предъявлять претензии, но за 25$ в сутки (правда с учетом питания) хотелось, чтобы таких напрягов не возникало. Ну да ладно, пора спать, ведь днем нас ждет гора…

Гора. Вот где нас ждала настоящая радость. После ночного снегопада здесь было царство целины и солнца. От коттеджа пару сотен шагов в небольшую горку, дальше на лыжах в подъемнику, сразу к началу второй очереди. Креселка австрийская — Doppelmayer, выглядит не как новая, но полностью исправная, с теплым пластиком на креслах, первая и третья очередь трехместные, а вторая четырехместная. Основное катание происходило как раз на второй очереди, здесь длина спуска примерно равняется его ширине, отратраченная трасса только одна, да и то неширокая, но нам она и не нужна, мы приехали кататься по целине.

А этого добра тут хватает, можно ехать практически в любую сторону по целинному полю с довольно интересным рельефом, по невысоким гребням или съезжая в неглубокие овраги, желающие могут прыгнуть с камней или небольших скальных сбросов, которых здесь совсем немного. Уклон можно назвать средним, достаточно крутая верхняя часть, в отдельных местах градусов 25-30, к низу выполаживается. Что характерно, по целине легче ехать как раз по крутому склону, когда легко разогнаться и «всплыть», при этом усилий тратится ощутимо меньше, а вот ниже приходится довольно аккуратно выкатываться, одно неверное движение и лыжи зарываются, а снова разогнаться уже проблематично.

Проблему можно решить, если использовать лыжи типа POWDER, кстати, в Гудаури я впервые увидел эти лыжи в таком большом количестве, как на горе, так и в прокате. Однако один факт несколько портил нам настроение — над нами возвышалась крутая вершина горы, но ведущая туда треться очередь подъемника не работала. Объясняли это техническими проблемами (что-то с управляющим кабелем), но похоже истиной причиной было отсутствие народа, поскольку вторая очередь крутилась полупустая.

Так мы катались пару дней, раскатав все наиболее интересные участки склона и уже стали жаловаться на отсутствие свежего снега. И дожаловались… Но буду придерживаться хронологии, к теме снега вернусь позже, так как к вечеру второго дня катания наступил… правильно, Новый год.

skilost_lИ так Новый год. Как и положено в большом коллективе мнения относительно встречи Нового года разделились, в результате половина осталась встречать НГ в теплой компании в нашем коттедже, другая половина пошла искать приключений в соседний, гораздо более приличный отель Cross Pass. Я оказался во второй половине, поэтому далее расскажу о встрече НГ в Cross Pass’e.

Новогодний столCross Pass оказался действительно хорошим отелем, наверное это единственное место в Гудаури, где цены полностью оправданы качеством предоставляемых услуг. В двух только что отремонтированных корпусах-коттеджах есть несколько баров и ресторанов, бильярдная, сауна и джакузи, просторные холлы с каминами и огромными телевизорами, интерьеры выполнены со вкусом в альпийском стиле. И все это богатство всего на 18 номеров.

В одном из каминных залов с баром нам накрыли стол. Описывать новогоднюю пьянку (как и любую другую пьянку) дело неблагодарное, но скажу, что стол просто ломился от явств, тарелки с блюдами местной кухни приходилось ставить одну на другую в три этажа, в напитках тоже недостатка не было, а где напитки — там и танцы. Сам момент наступления Нового года был отмечен фейерверком на открытой террасе. Одновременно с нами в этом же отеле Новый год встречали работники немецкого посольства в Грузии, некоторые и них даже присоединились к нашему шумному веселью (а может и некоторые из нас к их культурному мероприятию?).

Разошлись по домам только под утро…

Добавлю, что после посещения отеля Cross Pass 8 человек из нашего коттеджа переехали туда, немного доплатив (Ура! В нашем скромном коттедже освободились номера и моя семья воссоединилась).

А утром — опять на работу, то есть на гору.
Выхожу на горку, подхожу к кассе подъемника, даю в окошко денег на 4 билетика, а взамен из окошка получаю стакан водки со словами : «Извини, дарагой, сначала до дна, а билеты потом». Короче катался в этот день я совсем немного, сами понимаете — ночь только утром закончилась, да еще и такое начало трудового дня… Зато звучавшие ночью среди прочих тосты «За снег !» похоже начали действовать — погода явно испортилась, облачность снизилась и к вечеру повалил снег.

«Повалил» — это мягко сказано, к утру снега выпало около 60 см, правда снег был очень странный, вместо снежинок с неба сыпалась крупа. Целина стала почти непроходимой, снежные поля больше напоминали пустынные пески, причем зыбучие пески. Лыжи отказывались ехать вперед, при этом мгновенно проваливались вниз при малейшем торможении, а передвижение по пологим выкатам превратилось в протаптывание тропы. Кроме того в таком снегу очень легко потерять лыжу, если она отстегнулась при падении, то найти ее очень не просто. Для разнообразия такая ситуация может и хороша — чтобы жизнь медом не казалась, однако я бы не хотел все оставшееся время ковыряться в таком болоте.

Слава богу и не пришлось, очередной ночью крупа сменилась на снежинки, чуть похолодало и новый день встретил нас полуметровым слоем свежего пушистого снега. Вот это было катание! Эх, если бы еще немного солнышка! Не для загара, конечно, а чтобы лучше видеть рельеф. Впрочем, солнышко тоже изредка радовало, иногда ненадолго выглядывая из-за туч.

lexafly_lТак продолжалось до 7-го числа. Каждую ночь выпадало не менее 50-ти см снега. Днем пахали свежую целину, причем некоторые не просто катались, а откровенно экстремальничали, прыгая в мягкие сугробы откуда придется, в том числе и с крыши коттеджа.
Ночью пили-гуляли (порой даже слишком шумно), на следущий день опять катались, а ночью опять гуляли… Но не буду утомлять перечислением, а уж тем более описанием, всех вечерне-ночных культурно-массовых мероприятий, просто поверьте, что случались они почти ежедневно.

Снегопад, прошедший 6-го числа был, наверное, самым сильным, что создавало большую проблему тем, кому 7-го января надо было вылетать в Москву. Дорога через Крестовый перевал была закрыта на неопределенное время — сначала должен был кончится снегопад, потом сойти лавины, потом должны были расчистить дорогу, а только потом… Короче, о том, чтобы добраться до Владикавказа 7-го числа не было и речи, восьмерым нашим товарищам, отъезжающим в этот день пришлось расстаться с авиабилетами из Владикавказа и выбираться через Тбилиси. Хорошо, что хоть эту дорогу поддерживают в проходимом состоянии в любую погоду.

Ратрак — друг человека7-го января снегопад кончился, однако покататься почти не удалось — в Гудаури сгорел какой-то трансформатор на подстанции, поэтому электричество отключили среди дня и канатки остановились. Вообще-то отключения электричества в Грузии дело обычное, все более-менее приличные отели (кроме нашего коттеджа) оборудованы дизель-генераторами. Канатки тоже оборудованы ими, но работа креселок от дизеля считается аварийным режимом, предназначенным только для того, чтобы довезти все уже сидящих в креслах до верхней станции. Кому-то повезло разок подняться на креселке, кому-то на ратраке, но в целом катание в этот день не состоялось.

8-го числа электричество включили, выглянуло солнце, мы отлично покатались. Жизнь только наладилась, как случилось ужасное — закончился срок нашего беззаботного пребывания в Гудаури. Как ни печально, но в ближайшую ночь надо было выдвигаться в обратный путь. Дорога на Владикавказ по-прежнему официально считалась закрытой, хотя снегопад уже двое суток как закончился и основные лавины сошли, однако общее состояние дороги было такое, что проехать можно было лишь на вездеходе. Вездеход удалось найти — ГАЗ-66 с кунгом, правда не все решились на нем ехать и несколько человек предпочли проверенную дорогу через Тбилиси. К ночи похолодало — до 15 градусов, благодаря чему лавинная опасность еще уменьшилась, однако дорога все равно предстояла непростая и долгая.

Наши новые друзья из отеля Cross Pass снабдили нас в дорогу большим запасом бутербродов и водки, хозяева нашего коттеджа не меньшим количеством лаваша и чачи. Примерно в 5 утра по местному времени, мы двинулись в обратный путь. Надо сказать, что дорога оправдала ожидания. Успешно проехав Крестовый перевал наша машина уперлась в небольшую лавину сразу после выезда из очередного тоннеля. Прогноз водителя — ждать, пока не приедет трактор, однако ждать не хотелось. После осмотра лавины выяснилось, что она состоит из двух полос, что дальнюю от нас полосу уже пытается протаранить огромный шестиосный КРАЗ.

Мне показалось, что ему нужно совсем немного помочь, расчищая дорогу лопатами, тем более, что этим уже занялись водители с другой стороны лавины. Примерно через 3 часа в одной полосе лавины был пробит коридор, но оставалась еще одна полоса, но у нас уже почти не оставалось времени. Пришлось оставлять нашу машину и переходить с вещами сначала через лавину, потом через следующий тоннель в хвост стоящей навстречу пробки. Здесь мы нашли еще один 66-ой, который довез нас до поста в Коби, опять пересадка в очередной 66-ой, на этот раз вместо кунга был рваный тент. Мы мерзли в кузове, но самое главное мы ехали!

Добрались до границы, где нас опять доброжелательно встретили грузинские пограничники, затем пересадка на нейтральной полосе в такси из Владикавказа, потом тщательный досмотр и проверка документов родными российскими пограничниками, потом опять проверка на непонятном КПП через километр. И все! Дальше прямая дорога, полчаса езды и мы во Владикавказе. На этом нашу поездку в Гудаури можно считать успешно завершившейся.

Итоги и выводы. Подробно выводы сделанные в ходе этой поездки, а также советы по организации поездок в эти места я изложу отдельно в следующей части рассказа вместе с описанием курорта, гор, жилья и пр.

Сейчас скажу только, что дорога проложена. Ездить в Гудаури можно и нужно! Многих трудностей, с которыми мы столкнулись, можно было легко избежать при правильной организации поездки. Да, в Гудаури есть мелкие проблемы, но их можно просто считать болезнями роста молодого перспективного курорта, которые с лихвой компенсируются добрым дружеским отношением местного населения и легендарным грузинским гостеприимством.

Что касается катания, то скажу, что здесь оно уникально. Трудно найти более подходящие условия для массового целинного катания, здесь целина доступна всем, катание здесь — прекрасный случай научиться ездить по целине минимально подвергая себя риску. А когда научитесь, то экстремальные склоны соседних вершин ждут вас, вот только добираться до них придется с помощью вертолета.

transalp